пятница, 02:41:07
02 июня, 2023
t +18...+20 °C
ясно, без осадков
USD 80.9657 +0.28
EUR 86.5764 +0.06
Сочетание несочетаемого
Завершаем серию публикаций, посвященную 20-летию Информационного центра «Товары плюс», рассказом о его создателе — Александре Григорьевиче Кегелесе. Статья Дмитрия Козлова «Сочетание несочетаемого» была напечатана в ярославском журнале «Темы и лица» в марте 2008 года, через год после того, как Александр Григорьевич ушел из жизни. Воспоминания об Александре близкого по крови и духу человека — его сестры Наталии Григорьевны Фаерман, ныне руководителя Информационного центра «Товары полюс», раскрывают характер и становление в бизнесе одного из первых ярославских предпринимателей нового времени.
Рубрика: О центре "Товары плюс"
Источник: Электронная газета 727373-info.ru
Опубликовано: 21.12.2017 в 11:06
Прежде чем готовить этот материал, мы задумались, с кем поговорить об Александре Григорьевиче? О нем мог бы немало рассказать Сергей Вахруков, который во времена молодежных строительных кооперативов был комсомольским лидером, потом первым секретарем обкома комсомола, а затем работал с депутатом Кегелесом в качестве спикера областной Думы. О нем могли бы рассказать многочисленные друзья и коллеги-депутаты, например, Яков Якушев или Владимир Симонов... Но мы решили поговорить с человеком, который знал Александра Кегелеса лучше всех и дольше всех. Это руководитель информационного центра «Подати» (теперь — Информационный центр «Товары плюс» им. А. Кегелеса -прим. ред.) и старшая сестра нашего героя Наталия Григорьевна Фаерман. |
Детство
У нас было немного неправильное детство. Мама была педагогом, а отец — железнодорожником. Жили мы в Костромской области, в Буе, где папа работал начальником локомотивного депо. Летом все друзья-приятели разъезжались по деревням к бабушкам и дедушкам, а поскольку наши родители были москвичами, мы отправлялись в Москву.
Кстати, Саша родился летом, в Москве, тогда я как раз была у бабушки. Так что я увидела его одна из первых. Честно скажу: не произвел он на меня тогда впечатления ни умом, ни красотой. Зато потом мы стали очень дружны.
Родители всегда очень много работали. Поэтому их друзья помогли найти Саше няню. Это была женщина из глухой-глухой деревни. Совсем неграмотная, без документов и совершенно одинокая. Она стала членом нашей семьи. Сказать, что она любила Сашу — это ничего не сказать. Все её запасы нежности, заботы и любви были отданы только ему. Доверять ей можно было больше, чем себе. Но у любой медали две стороны. Безграничная любовь — это тоже эгоизм. Когда мы переехали в Ярославль, няня была с нами. Но в какой-то момент родители не выдержали: брат даже на улицу не мог выйти один — няня, прячась, везде следовала за ним по пятам. И нам пришлось попрощаться. Конечно, снарядили её домой родители как следует, к тому же, все документы для неё были сделаны, и грамоте её обучили.
Коса на камень
В школе Саша был не слишком компанейским и совсем не спортивным. При этом явно отдавал предпочтение гуманитарным наукам. Учился он очень неплохо и в неплохой школе. Поэтому для родителей было шоком, когда в 9 классе он вдруг заявил, что переводится в математическую 33-ю школу. Отец был против, но выяснилось, что спорить бесполезно.
Вот тут и началась для семьи веселая жизнь: мало того, что детки вовсю учились, так ещё и гуляли заполночь. Выяснилось, что наш Саша не такой уж и домашний.
После школы они практически всем классом поступили в Политех. И эта школьно-институтская компания больше не распадалась. Они всегда встречались, дружили и общались. Круг самых близких Александру Григорьевичу людей всегда процентов на 70 состоял из однокашников.
Пролетарки — страшная сила!
После института Саша мог продолжить научную работу, но предпочел пойти на завод «Пролетарская свобода». Сначала был мастером, а затем замначальника цеха товаров народного потребления. Работали там в основном женщины с Красного Перекопа, и потом он всегда говорил: «После «Пролетарской свободы" я могу руководить любым коллективом».
До свидания, карьера...
В 1983 году Саша женился. У них с Галиной родился первый из трех сыновей. Жили они тогда в коммуналке, рядом с вокзалом, их комната была чуть ниже тротуара, холодная и сырая. Ребёнок все время болел. Когда на волне перестройки стали возникать молодежные строительные кооперативы, брат вступил в МЖК «Икар», чтобы построить квартиру — ждать её от завода было нереально. Шел 1987 год, и тогда никто не воспринимал, вступление в МЖК как «вхождение в бизнес». Всё выглядело иначе: на несколько лет ты делаешь перерыв в карьере, теряешь в зарплате, таскаешь раствор и кладешь кирпичи - но зато потом получаешь квартиру.
Здравствуй, бизнес!
Класть кирпичи не пришлось. 28-летних инженеров с опытом руководящей работы среди «эмжековцев» было немного, и Александру Григорьевичу поручили вопросы снабжения, хозяйственной деятельности и зарабатывания денег (в современной терминологии - бизнес).
А вскоре был принят закон о кооперации, и брат стал советским предпринимателем. Он основал кооператив «Движенец» - идея была в том, чобы совместно с отцом (он в то время руководил вычислительным центром СЖД) проводить для Министерства путей сообщения определённые научно-практические разработки, связанные с работой подвижного состава. У министерства на это не хватало «умных голов» и времени, поэтому оно было готово поручить это кооператорам ( опять же в нынешней терминологии — передать на аутсорсинг). К сожалению, идея не была воплощена:отец, как потом и Саша, ушел из жизни после инсульта.
Движенец» стал в Ярославле одним из первых кооперативов. Как и большинство подобных организаций в то время, он работал в сфере товаров народного потребления – те, кому за 30, помнят эти времена всеобщего дефицита. Потом производственная деятельность перешла в предприятие «МАК». «МАК» делал шляпки, металлическую мебель, шкафы-термостаты (это металлический шкаф, в котором летом было прохладно, а зимой не холодно). Самым сложным было поставить эту штуковину на балкон. Время было странное: и опасное, и авантюрное, и веселое одновременно. Я помню, что Саша сам иногда стоял у прилавка на рынке. Продавцы, конечно, уже были, но его интересовала реакция покупателей, и торговал он с удовольствием.
Рожденный в СССР
Каждый хороший предприниматель строит свой бизнес на стремлении удовлетворить спрос потребителя (и по возможности в еще не занятой нише), сделав уникальное предложение.
К началу 90-х все предприниматели сталкивались с одной и той же проблемой: уже существовало понятие «налоги», но законодательство постоянно менялось, а большинство тогдашних «главбухов» имели за плечами лишь курсы бухгалтеров. Саша увидел в этом не только проблему, но и бизнес-идею.
Его главную роль в бизнесе можно определить двумя словами: генератор идей. Есть те, кто умеет обслуживать существующий бизнес, и есть те, кто создает его с нуля. Саша был созидателем.
Он пришел к Заремме Михайловне Мочалиной, которая в то время возглавляла областную налоговую инспекцию, и предложил совместно издавать журнал для бухгалтеров. Заремма Михайловна загорелась этой идеей, помогла наполнить журнал актуальной информацией, стала нашим активным автором и организатором профессиональных комментариев. Кстати, само название журнала – «Подати» - тоже было одобрено ею. Для его издания и была создана фирма «Подати».
Первый номер «Податей» вышел в 1990 году, то есть еще в СССР. Но сам журнал стал зримым воплощением уже новых, рыночных, реалий.
На гребне волны
Дальше – больше. «Подати» при участии налоговиков стали проводить семинары для бухгалтеров. Была создана одна из первых в регионе аудиторских фирм. Начали развиваться и сопутствующие виды деятельности. У нас были пункты, в которые приходили подписчики журнала. В нашем издании они видели выдержки из законов и нормативных актов, поэтому начинали искать первоисточник. Так в этих пунктах появились полки с брошюрами и книгами. Затем они естественным образом расширились за счет появления сопутствующих товаров – бланков и канцелярской продукции. В итоге пункты для подписчиков превратились в салоны-магазины «Подати». А когда стало ясно что нужно расширять сами торговые площадки, ассортимент и уровень сервиса, мы создали бренд магазина «Деловой Мир»
Издавая журнал, мы, естественно, создали необходимую техническую базу и подобрали специалистов. Имея эту основу, рискнули заняться и книгоиздательством. Например, наши коллеги – юристы подготовили комментарии к новому Уголовному кодексу., и мы выпустили и реализовали эту книгу тиражом 60 000 экземпляров – по нынешним временам такими тиражами выходят только бестселлеры типа «Гарри Поттера».
Работая с широким кругом предприятий, мы пришли к выводу, о перспективности создания общедоступной базы данных о товарах и услугах, предлагаемых в регионе. Её элементами стали справочная телефонная служба. Затем пришла очередь интернет-сайтов. А распространение журнала «Дело потребовало создание системы собственной адресной доставки… В общем, процесс был достаточно закономерным.
Другие направления развивались сходным образом. В свое время к Александру Григорьевичу обращались его знакомые и партнеры, чтобы проконсультироваться по поводу неоднозначной ситуации в бизнесе, каких-либо рисков.в итоге в рамках концерна «Подати возникло консалтинговое направление.
И подобных примеров очень много. Ведь главное в бизнесе – вовремя почувствовать нарождающуюся потребность в определенной услуге и первым реализовать её, оказавшись на гребне волны. У Александра Григорьевича это «шестое чувство» было всегда.
Каким он был…
Каким он был бизнесменом? Сложный вопрос. Успешный бизнесмен – это всегда сочетание несочетаемого. Он должен быть романтиком и авантюристом, иначе не сможет жить своей работой, зажигать сердца своих партнеров и коллег, ломать стереотипы и создавать новое. С другой стороны, без анализа и холодного расчета его ждет крах Точно так же руководитель должен быть внимателен, добр и искренен — только тогда его воспримет коллектив. В то же время он обязан быть жестким - иначе коллектив его не воспримет. Может, именно поэтому успешные люди уходят так рано.
Александр Григорьевич был прекрасным организатором и финансистом от Бога, но его главную роль в бизнесе я могу определить двумя словами: генератор идей. Есть те, кто умеет обслуживать существующий бизнес, и есть те, кто создает его с нуля. Саша был созидателем, он постоянно находил новые неожиданные повороты и не любил рутинную работу. Если бизнес-идея была им сформулирована, а основные параметры определены, то он поручал проект исполнителям и терял к нему интерес - его уже занимало новое дело. Честно говоря, из-за этого я нередко нервничала и даже пыталась давить на него: «Ты понимаешь, что эти люди угробят проект? Займись им сам, и все будет в порядке!» Это было бесполезно. Я говорила про его вчерашний день, а он уже жил в завтрашнем.
Каким он был человеком? Когда Саша уже перенес инсульт и в течение нескольких лет испытывал серьёзные проблемы со здоровьем, моего младшего племянника спросили, чем он хотел быть похожим на папу. Маленький Филипп ответил: «Я хотел бы быть таким же радостным. Он очень радостный человек!»
Прежде чем готовить этот материал, мы задумались, с кем поговорить об Александре Григорьевиче? О нем мог бы немало рассказать Сергей Вахруков, который во времена молодежных строительных кооперативов был комсомольским лидером, потом первым секретарем обкома комсомола, а затем работал с депутатом Кегелесом в качестве спикера областной Думы. О нем могли бы рассказать многочисленные друзья и коллеги-депутаты, например, Яков Якушев или Владимир Симонов... Но мы решили поговорить с человеком, который знал Александра Кегелеса лучше всех и дольше всех. Это руководитель информационного центра «Подати» (теперь — Информационный центр «Товары плюс» -прим. ред.) и старшая сестра нашего героя Наталия Григорьевна Фаерман.
Редакция электронной газеты оставляет за собой право удалять любые сообщения из блока комментариев и отзывов без объяснения причин.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений. Мнение автора сообщения может не совпадать с мнением редакции.
Подробнее о правилах комментирования