пятница, 01:27:07
02 июня, 2023
t +17...+19 °C
пасмурно, без осадков
USD 80.9657 +0.28
EUR 86.5764 +0.06
Земельный участок: образование и предоставление
О порядке предоставляются земельных участков согласно последним изменениям в законодательстве, перераспределении полномочий между органами местного самоуправления различных уровней прочтете в статье директора правового агентства "Своя земля" В. Фролова и старшего юрисконсульта Р. Корытова.
Рубрика: Финансы, юриспруденция, кадры → Юридические услуги
Источник: ООО "Специализированное правовое агентство "Своя земля"
Опубликовано: 29.11.2016 в 16:30
Более года назад Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» существенно изменен порядок образования и предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Законами субъектов Российской Федерации могло быть установлено распоряжение земельными участками в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти данных субъектов Российской Федерации. Важно отметить, что в соответствие Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не относится к числу вопросов местного значения муниципальных образований. Муниципальные образования в силу закона осуществляют лишь государственную функцию по распоряжение указанными земельными участками. Они не обладают правомочиями собственника по своему усмотрению и в своем интересе владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В силу закона перераспределение полномочий по распоряжению земельными участками допускается исключительно между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В тоже время закон не предусматривает посредством законов субъектов Российской Федерации перераспределение полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района. В соответствие Федеральному закону от 23.06.2014 № 171-ФЗ в законодательство, устанавливающее полномочия органов местного самоуправления в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, были внесены изменения, а именно, слово «распоряжение» было заменено словом «предоставление». Законом также установлена норма, согласно которой полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения. Таким образом, после 1 марта 2015 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в следующем порядке. Органы местного самоуправления городского округа имеют распорядительные полномочия по предоставлению земельных участков, расположенных на территории городского округа. Органы местного самоуправления поселения имеют распорядительные полномочия по предоставлению земельных участков, расположенных на территории поселения при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения. Органы местного самоуправления муниципального района имеют распорядительные полномочия по предоставлению земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения-также в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района. Обусловливалась ли необходимость передачи полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена от органов местного самоуправления районов к поселениям? На момент принятия Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ законодатели обосновывали такую необходимость тем, что вопросы местного значения в области градостроительной деятельности были закреплены именно за органами местного самоуправления городских и сельских поселений, но не за муниципальными районами.
К настоящему времени в ходе применения внесенных в земельное и градостроительное законодательство изменений выявились неувязки с другими законами. Так, принятыми законами часть полномочий органов местного самоуправления сельских поселений в области градостроительной деятельности была передана органам местного самоуправления муниципальных районов. С другой стороны внесенные изменения в бюджетное законодательство лишили сельские поселения всех доходов от сделок с земельными участками, которые стали поступать в бюджеты муниципальных районов. Практика показала, что отсутствие необходимых финансовых средств и кадровых ресурсов не позволяют органам местного самоуправления поселений эффективно и комплексно решать вопросы в области земельных и градостроительных отношений, в том числе по предоставлению земельных участков и размещению объектов капитального строительства. В связи с этим возникла необходимость изменения правового регулирования предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 334-ФЗ с 1 января 2017 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городских округов и городских поселений в отношении земельных участков, расположенных на территориях городских округов и городских поселений. Органам местного самоуправления муниципальных районов с 1 января 2017 года передаются полномочия по предоставлению земельных участков, расположенных на территориях сельских поселений, входящих в состав этих муниципальных районов, а также земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципальных районов. При этом не имеет значения, утверждены либо не утверждены правила землепользования и застройки в сельских поселениях. В следующей статье продолжим обсуждение особенностей образования и предоставления земельных участков, установленных действующим законодательством.
В. Фролов, директор агентства
Серию статей о юридических проблемах индивидуального и малоэтажного строительства В.Н. Фролова читайте в выпусках электронной газеты Индивидуальное и малоэтажное жилищное строительство: сходство и различие Индивидуальное и малоэтажное жилищное строительство: понятие объекта строительства Индивидуальное и малоэтажное жилищное строительство: статус жилого дома
|
Правовое агентство "Своя земля"
-
Адрес
г. Ярославль, ул. Гоголя, 19, офис 46 -
Телефон
(4852)45-53-87 -
E-mail
legisland@ya.ru -
Режим работы:
пн - пт 9.00 - 18.00, сб -вс - выходной,
(по согласованию консультации могут быть проведены в субботу) -
Сайт
http://legisland.ru
- Индивидуальное и малоэтажное жилищное строительство: проблемы раздела жилого дома и оформления прав на долевую собственность
- Земельный участок: образование и предоставление (продолжение)
- Юридическая консультация
- Действие закона о запрете размещения хостелов в квартирах разъяснила Ярославская Кадастровая палата
- Лента новостей от 13.11.2019
Редакция электронной газеты оставляет за собой право удалять любые сообщения из блока комментариев и отзывов без объяснения причин.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений. Мнение автора сообщения может не совпадать с мнением редакции.
Подробнее о правилах комментирования